вторник, 8 ноября 2022 г.

Учимся играя

 Учимся играя

Сегодня мы с вами поговорим о развитии мелкой моторики кистей рук детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в домашних условиях.


Ребёнку  с ограниченными возможностями здоровья сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы рук должны действовать согласованно и координировано.

Поэтому ваша помощь на первоначальном этапе заключается в манипулировании руками ребенка: совместное раскрашивание, (вкладываем ребенку в руку карандаш или кисточку и вместе рисуем, лепим, вырезаем ножницами и т.д.)

Совместное манипулирование предметами развивает у детей сознание того, что они делают и откладываются в их памяти, что позволяет автоматизировать тот или иной навык манипулирования предметами.

Китайские специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Такие игры для детей очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук, а также вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Сегодня мы с вами более подробно остановимся на играх, которые вы сможете, без особых усилий, провести самостоятельно в домашних условиях используя подручные средства.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть правильной техникой выполнения заданий, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. При этом проводить данные игры рекомендуется по 15 минут в день, что позволит развиваться мелкой моторике руки гораздо быстрее.

Самый простой и известный метод развития мелкой моторики – это пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

-  повышает работоспособность головного мозга;

-  развивает тактильную чувствительность;

- помогает развивать речь;

-  снимает тревожность.

 


Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Они очень эмоциональны, увлекательны.

Не следует давать ребёнку сразу большую нагрузку. Лучше помочь ему разучить несколько упражнений для пальцев рук, затем добавить ещё несколько.

Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой. Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребёнок будет пассивным слушателем и Вам придётся манипулировать его ручками.

Не ставьте перед ребёнком одновременно несколько задач ( например – показывать движение и произносить стихотворение). Сложная задача может сразу отбить интерес к игре.

Длительность игр зависит от состояния и настроения  ребёнка. С детьми 3-4 лет не должна превышать 15 минут, а с детьми 5-6 лет – 25 минут в день.

По ходу занятия комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.

А ещё, в развитии мелкой моторики, можно использовать игры, которые вы сможете самостоятельно сделать в домашних условиях, используя  подручные средства.

Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть правильной техникой выполнения заданий, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. При этом проводить данные игры рекомендуется по 15 минут в день, что позволит развиваться мелкой моторике руки гораздо быстрее.

Мелкую моторику рук у ребёнка прекрасно развивают такие  игры, как «Колобок» - развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

 

  

    

Как играть с игрушкой «Колобок»

Говорим ребёнку, что наш колобок очень проголодался и его нужно покормить. Это может быть фасоль, горох, кофейные зёрна или бобы. Брать можно только по одной штуке.

Когда ребёнок освоит правила игры, можно научить самостоятельно открывать контейнер, высыпать содержимое в судок, закрывать контейнер и продолжать игру.

Усложняя задание  предложить ребёнку подключить вторую руку (хотя бы несколько зёрен) или обе руки поочерёдно (левая/правая)

 

Игры с прищепками – развивают мелкую моторику, усидчивость, обогащает сенсорный опыт.


                         



Если ребёнку трудно справиться с прищепкой, предложите ему стаскивать прищепки и складывать их в судочек. Можно выполнять задание рука в руке. Когда ребёнок освоит это задание, его можно усложнить. Предложите ребёнку чередовать прищепки по цвету. Можно самостоятельно сделать и вот такие задания:

                   



Игры с застёгиванием пуговиц и кнопок – формирует умение сравнивать
группировать, выполнять действия по инструкции.

 

             



Как играть с игрушкой

Перед началом игры рассматриваем игрушку. Обозначаем туловище, голову, уши, руки и ноги медведя. Рассказываем, что руки и ноги пристёгнуты на пуговицы. Показываем, как их снять. Голова и уши пристёгнуты на кнопки.

Отстёгиваем уши и голову.

Предлагаем ребёнку собрать мишку. Находим туловище, к туловищу пристёгиваем голову. Показываем, как это правильно сделать.

Для удобства переворачиваем детали туловища и головы задней стороной. Учим пристёгивать уши.

Теперь у нас остались руки и ноги, которые надо пристегнуть на пуговицы. Если ребёнок не умеет это делать, мы ему помогаем. Одеваем деталь на пуговицу и предлагаем ребёнку вытащить пуговицу из петли.

Усложняя задание,  предложить ребёнку самостоятельно определить детали (маленькие – это руки, большие – это ноги).

Во время игр не допускайте переутомления. Если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени. Обязательно хвалите ребёнка, не занижайте его самооценку., внушайте ребёнку уверенность в том, что у него всё получится.

Помните, что ваши занятия – это не уроки в школе. Даже самый сложный материал  легче усваивать в игре.

Играя с ребёнком, нужно выражать свои эмоции (радость, печаль, удивление, испуг.) Ведь то или иное событие ребёнок запоминает лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, а принимайте его таким, какой он есть.

Ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять, если он затрудняется в самостоятельном выполнении движения. Пусть он вначале выполняет движения с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются  и дети выполняют их активнее.

Игра «Рыбалка» - развивает координацию движений., ловкость, глазомер, усидчивость, логическое мышлени   

         


Игра «Чудесный мешочек» - развивает тактильные ощущения, память

                           


Можно использовать любой пластиковый непрозрачный пакет, положить туда знакомые игрушки (много не надо).  Обязательно проговорите название игрушки. Только после этого попросите ребёнка на ощупь определить, что за игрушку он  нашёл. Если он затрудняется ответить, пусть вынет игрушку и назовёт её. В следующий раз у него обязательно получиться.

 

       Удачи вам и пусть всё у вас получится.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Творческий конкурс "Моя семья"

Знают взрослые и дети, Что важней всего на свете. Мама, папа, ты и я – Вместе – дружная семья.   2024 год объявлен в России Годом семь...