Особенности
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Для любого ребенка главное место в жизни занимает семья, являясь главным
фактором развития и становления личности ребенка. Именно в семье дети начинают
усваивать нормы и законы человеческого общества, получают опыт первичной
социализации.
Для создания благоприятных условий воспитания ребенка с ограниченными
возможностями здоровья в семье, родителям, прежде всего необходимо знать
особенности развития ребенка, а также его возможности.
Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима
питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр
телепередач.
Установлено, что наличие определенного порядка создает условия, при которых
у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных
требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое
поведение.
При упорядоченной жизни в домашних условиях у него расширяется кругозор,
обогащается память, формируется наблюдательность и любознательность.
Поэтому родителям необходимо выбрать наиболее оптимальные условия и формы
обучения, воспитания, физического развития, обеспечивающие нормальную жизнь
таких детей в обществе.
Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку социально
интегрироваться, насколько позволяют его возможности.
Сущность обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями
состоит во всестороннем развитии его личности, стремлении поднять на более
высокий уровень все потенциальные возможности ребенка: психические,
физические, интеллектуальные, т. е. те возможности, которые обеспечат ему
самостоятельную жизнедеятельность в будущем
Важно изучить и научиться применять в процессе воспитания своего ребенка
эффективные методы и методические приемы взаимодействия с детьми.
Первый метод, который может применяться в процессе семейного воспитания «особого» ребенка — это метод моделирования различных бытовых ситуаций.
Ребенок развивается, наблюдая за ежедневными событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т. д.
Для того, чтобы «особый» ребенок усвоил
эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут
создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно
брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что
дает ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к
самостоятельной жизни.
Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, которые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию.
Второй метод — игровой: различные сюжетно-ролевые игры, игры, моделирующие поведение, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры.
Игра — это осмысленная деятельность, т.
е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра
является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое
значение для его физического и психического развития, становления
индивидуальности и формирования коллектива.
Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в творческом отображении жизненных впечатлений. Игра дает порядок.
Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество — порядок — очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.
Третий метод — это смена обстановки. Выезды на природу, прогулки в лес, на озеро и т. п.
Природа дает ребенку с ограниченными
возможностями очень многое. Они чувствуют себя более раскрепощенными, на них
не давит город своими порядками.
В лесу можно и покричать, и побегать, а выплеск эмоциональной энергии необходим ребенку. Такие поездки имеют образовательное значение.
Можно познакомить ребенка с названиями цветов и деревьев, насекомых и птиц. Можно поиграть с ребенком в простые подвижные игры. Научить его чему-то, например, тому, что нельзя брать в рот, а что съедобно. Научить собирать ягоды, грибы, примером показать, как нужно охранять природу и т. п.
Четвертый метод — доступные ребенку
творческие задания: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из
бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время
проводится большое количество конкурсов и выставок работ детей-инвалидов. Они
могут быть полезными, надо им только немного помочь.
Шестой метод. Действенным методом в работе с ОВЗ является театр, в котором сосредоточено много важных моментов реабилитации, где ребенок приобретает знания через деятельность.
Спектакль, созданный родителями,
обладает особой энергией. Дети могут непосредственно взаимодействовать с
героями в домашней обстановке. Если это кукольный спектакль (куклы могут быть
изготовлены дома совместно с ребенком, что несложно), то это придает спектаклю
необыкновенную волшебную силу.
Ведь не только куклу можно создать, можно еще самим и написать сказку, обсудить какую-то проблему, которая актуальна в данный момент, и сказочным образом найти пути разрешения этой проблемы.
Взаимодействуя со своими детьми родители и сами начинают лучше понимать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем.
Общение с нормально развивающимися
детьми — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в
развитии. Родителям следует это всячески поощрять.
Комментариев нет:
Отправить комментарий