воскресенье, 1 мая 2022 г.

Развиваем речь детей в процессе трудовой деятельности

 

Развиваем  речь детей в процессе трудовой деятельности

Психологи выделяют ряд недостатков в развитии речи детей с ограниченными возможностями:

  • .     Недостаток в понимании обращённой к нему речи.
  • .    Ограниченный словарный запас.
  • .     Сложности в построении самостоятельных высказываниях.


Развитие речи является важнейшей частью коррекционной работы. Одна из основных функций речи – общение. В процессе обучения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности. Речь становится главным средством и формой развития мышления ребёнка.


Наблюдая за ребёнком с ОВЗ, нетрудно обнаружить, что между практикой  и речевой деятельностью в ряде случаев нет согласованности. Он не всегда может достаточно полно правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать операцию, выполнением которой занят в данный момент, а также не всегда может организовать свою деятельность в соответствии с речевыми инструкциями.

Благодаря своей занимательности и выразительности, занятия ручным  трудом вызывают у детей повышенный интерес и уже сами по себе стимулируют речевую деятельность.

Вместе с тем речь, в процессе ручного труда (раскрашивание, вырезание ножницами, собирание пазлов, игры на мелкую моторику), содействует осознанию задачи, которая ставится пред ребёнком, что обеспечивает более продуктивное её решение.

Речевые инструкции.

Сначала действия ребёнка носят подражательный характер, но поскольку показ любого действия сопровождается простейшими речевыми инструкциями (проговаривание своих действий)

- я взяла красный карандаш и буду раскрашивать яблоко,

- это контур рисунка, за него не надо выходить,

- посмотри, как я буду раскрашивать

Постепенно ребёнок научается совершать действия в соответствии с речевыми указаниями.

Регуляция трудовой деятельности с помощью речи придаёт занятиям ручным трудом качественно новые свойства: трудовые навыки, умения приобретают обобщённый характер, легко переносятся в новые условия, тогда как простое подражание приводит к созданию только стереотипов в труде, малоподвижных навыков.

Между тем, именно степенью согласованности между практикой и речевой деятельностью определяется уровень организации труда, а также уровень самостоятельности ребёнка, который проявляется как единство в развитии мышления, речи и практики.

Работа по развитию речи включает словарную работу, опрос и работу с наглядным материалом.

                      


Словарная работа начинается с первого же занятия. Увидев новые предметы, ребёнок чувствует себя неуверенно и по началу теряется, услышав обращённый к нему вопрос. Он не знает терминологии, не умеет выделять главное, не умеет обобщать.

Ознакомление с инструментами, приспособлениями, оборудованием, одновременно является началом словарной работы. Новые слова должны быть постоянно применяемы. Ознакомление с новым словом, термином можно провести по схеме:

  • 1.     Объяснить значение предмета, игрушки и  связать с практическим показом.
  • - Эта игрушка называется «Рыбалка». Посмотри какие красивые рыбки плавают. Мы будем ловить рыбок удочкой. (новое слово «удочка», нужно объяснить, что это такое) Посмотри, как я это буду делаю.
  • 2.     Выполнение ребёнком соответствующих действий, их закрепление.
  • - А теперь ты попробуй поймать рыбку.
  • 3.     Устный отчёт о проделанной работе.
  • - Как хорошо мы с тобой поиграли. Что мы делали? Мы ловили рыбок удочкой. 

             


                
                    

Термины лучше произносить не отдельно, а в словосочетаниях. Например: удочкой ловят рыбу, раскрашивают карандашом, вырезаю ножницами.

Постоянное использование «словарных слов», знание к какой теме они относятся, помогают ребёнку сориентироваться при ответе на тот или иной вопрос.

- Что ты делал? (Я ловил рыбу удочкой)

Необходимо постоянно следить за правильностью использования терминологии. Приступая к выполнению задания, обязательно закрепите новые слова путём опроса.

Опрос.

Путём опроса можно также выяснить качество усвоения ребёнком материала и выявить пробелы в знаниях и умениях, можно направить свои усилия на их исправление.       

Опрос планируется с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Опрос закрепляет знания, углубляя и расширяя их, способствует развитию речи. Опрос предполагает тренировку логической памяти, мышления, изменения строить связанное высказывание.

 


                   

Вопросы, активизирующие логическую память, т.е. требующие воспроизведение усвоенного, как правило содержат просьбу что-то назвать, повторить, перечислить.

Например:

- Повтори – я ловлю рыбу удочкой

- Как называется этот предмет? – удочка, ей ловят рыбу.

Вопросы, активизирующие мышление ребёнка, требуют сопоставления предметов или явлений. Например: Среди предметов (ножницы, карандаш, удочка), выбрать и назвать тот инструмент, которым нужно ловить рыбу.

Это способствует установлению прочных смысловых связей между предметом и словом.

Кроме того, такая работа позволяет привлечь внимание ребёнка, удержать его интерес. Постепенно сложность вопросов  возрастает, так как ребёнок накапливает определённый уровень знаний. Его речь становится более чёткой, адекватной, поскольку он ориентируется в задании и чувствует себя более уверенно.

Большую пользу приносит использование комбинированных контрольных  заданий, в которых сочетается два требования: выполнить практическое задание и описать ход его выполнения. При этом можно сначала выполнить действие, а затем описать последовательность. Или наоборот – сначала описать порядок выполнения операций, а затем приступить к практическим действиям.

- Выберем рисунок.

- Возьмём цветные карандаши.

- Раскрасим яблоко  красным карандашом.

 


               

Так проверяются   умения и знания по выполнению всех заданий. В процессе опроса необходимо добиваться полного ответа, так как часто за пропущенным словом скрывается непонимание задания.

Главное научить видеть основное в предмете, находить его отличительные признаки, для чего ребёнок сравнивает внешний вид предметов, их назначение, основные качества и технику выполнения.

Практическое применение имеющихся знаний.

Ребёнок должен уметь передать всю последовательность действий, при выполнении ряда операций: выбрать рисунок, взять цветные карандаши, выбрать нужный карандаш. Раскрасить рисунок.

В результате у детей с ограниченными возможностями появляется чувство уверенности в себе, в своих возможностях, возрастает уровень самостоятельности в выполнении трудового задания, повышается качество его выполнения.

В работе по развитию речи, как стимул используются средства наглядности.

У ребёнка с ограниченными возможностями необходимые для этого аналитические действия протекают с большими затруднениями. Речь его нередко содержит высказывания, не имеющие отношение к обсуждаемому вопросу, использование различных средств наглядности помогает чётко формулировать мысль, прослеживать переход от одной операции к другой, создаёт необходимые условия для активизации пассивного словаря ребёнка.

На занятии с ребёнком можно использовать карточки поэтапных действий.

                      

Выбираем рисунок        Берём цветные карандаши                 Раскрашиваем рисунок  

 

Наглядный материал стимулирует речь детей. Они более чётко, полно, правильно рассказывают о проделанной работе.

В качестве средств, стимулирования повышения речевой активности ребёнка можно использовать следующие приёмы:

  • 1.     Побуждение самостоятельно высказаться о проделанной работе.
  • 2.     Обсуждение образца предстоящей работы.
  • 3.     Планирование предстоящей работы и её техники исполнения.
  • 4.     Систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.
  •  


Удачи, пусть всё у вас получится.

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Творческий конкурс "Моя семья"

Знают взрослые и дети, Что важней всего на свете. Мама, папа, ты и я – Вместе – дружная семья.   2024 год объявлен в России Годом семь...